2. Общие положения
2.1. Руководство позволяет выполнять следующие работы:
- определение технического состояния автотранспортных средств;
- определение стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа, на основе фактического технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности;
- определение стоимости аварийного автотранспортных средств с учетом доаварийного технического состояния, естественного износа, комплектности и дополнительной оснащенности;
- определение стоимости восстановления (ремонта) автотранспортных средств по конкретному аварийному повреждению (стоимость необходимых запасных частей, ремонтных работ и материалов);
- определение стоимости восстановления (ремонта) автотранспортных средств с учетом стоимости необходимых запасных частей, ремонтных работ и материалов по устранению эксплуатационных дефектов и аварийных повреждений;
- определение расчетного размера ущерба (компенсации) по величине затрат на восстановление (ремонт) автотранспортных средств, поврежденного в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), при стихийном бедствии, в результате противоправных действий третьих лиц;
- определение величины дополнительной утраты товарной стоимости (далее - УТС) автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий по их устранению;
- определение суммы ущерба по конкретному повреждению автотранспортных средств по величине затрат на его восстановление (ремонт) и утраты товарной стоимости в результате повреждения и последующих ремонтных воздействий;
- определение восстановительной стоимости автотранспортных средств с учетом нормативного износа.
Перечисленные работы выполняются на основании заключения о техническом состоянии, составленном при осмотре, без применения диагностического и контрольно-измерительного оборудования, органолептическим методом.
2.2. Результаты расчетов, выполненных по методике РД, могут быть использованы в следующих случаях:
- при определении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду единичных автотранспортных средств или предприятий, имеющих автотранспортные средства в числе основных фондов;
- при определении стоимости автотранспортных средств или предприятий, имеющих автотранспортные средства в числе основных фондов, с целью приватизации или передачи в доверительное управление;
- при определении величины арендной платы при заключении договоров аренды автотранспортных средств или предприятий, имеющих автотранспортные средства в числе основных фондов;
- при определении стоимости автотранспортных средств или предприятий, имеющих в числе основных фондов автотранспортные средства, с целью продажи;
- при использовании автотранспортных средств в качестве залога;
- при страховании автотранспортных средств физических и юридических лиц;
- при определении ущерба, причиненного автотранспортному средству;
- при определении стоимости автотранспортных средств для разрешения имущественных споров;
- при переоценке основных фондов юридических лиц;
- при определении стоимости налогооблагаемой базы;
- при оценке стоимости предприятия (бизнеса);
- при определении размера пошлин и сборов;
- при оформлении нотариусом договоров купли-продажи;
- при составлении брачных контрактов и при разделе имущества;
- при ликвидации и утилизации автотранспортных средств.
2.3. При осмотре автотранспортного средства определяется соответствие параметров его технического состояния требованиям законодательных и нормативных документов Российской Федерации по эксплуатации автотранспортных средств, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, предотвращение нанесения вреда имуществу граждан, а также охрану окружающей среды.
Перечень законодательных и нормативных актов РФ, рекомендуемых для использования консультационными пунктами, приведен в Приложении А.
2.4. Исполнителями данных работ могут быть организации любых организационно-правовых форм, имеющие соответствующую производственную базу, необходимый нормативный фонд, персонал соответствующей квалификации, а также экспертные учреждения системы Минюста РФ.
2.5. Заказчиками перечисленных работ могут быть собственники (владельцы) автотранспортных средств (физические и юридические лица) или их доверенные представители, а также заинтересованные организации - торгующие и страховые организации, правоохранительные и судебные органы, таможня, налоговая инспекция, нотариат, банки и другие финансово-кредитные учреждения, автообслуживающие предприятия.
2.6. Основанием для выполнения перечисленных работ является заявление заказчика, оформленное в юридически действенной форме, или официальный запрос заинтересованной организации.
2.7. Судебные, товароведческие экспертизы могут быть выполнены экспертными организациями в пределах их компетенции и в объеме, согласованном с заказчиком такой услуги.
2.8. Основанием для проведения судебной экспертизы автотранспортного средства служит постановление (определение) лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи о назначении экспертизы.
2.9. Для исполнения работ заказчик предоставляет для осмотра автотранспортное средство и следующие документы:
- удостоверение личности; паспорт транспортного средства (технический паспорт, свидетельство о регистрации);
- при необходимости, документ органа внутренних дел о повреждениях участвовавшего в ДТП транспортного средства, обнаруженных осмотром на месте ДТП;
- направление, постановление, определение в случае наличия заинтересованной организации (правоохранительные, судебные, страховые и т.п.).
2.10. Нетранспортабельное автотранспортное средство, независимо от его комплектности, может быть осмотрено по месту хранения (стоянки) за дополнительную плату. При этом владелец (заказчик услуг) должен создать условия для проведения осмотра (свободный подход, освещение, возможность осмотра снизу и т.д.).
2.11. Осмотр транспортного средства осуществляется в присутствии заказчика услуг (или его доверенного представителя) и, как правило, других заинтересованных лиц (сторон).
2.12. Заинтересованные лица (доверенные представители) приглашаются заказчиком услуг. Приглашение в обязательном порядке должно быть персонифицировано, в нем указывается дата, время и место проведения осмотра, а также контактный телефон эксперта. Приглашение, как правило, осуществляется телеграммой с уведомлением о вручении таковой.
2.13. Извещение (телеграмма) должно быть отправлено адресату не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения осмотра, если приглашаемый живет в этом же городе (районе), и за 6 рабочих дней - иногороднему (не считая дня вручения и необходимого времени на дорогу).
2.14. Осмотр транспортного средства может проводиться в отсутствие приглашенного лица (с отметкой в акте осмотра), если заказчик предъявит документ о его своевременном вызове и если другая сторона не явилась в течение получаса после назначенного времени.
2.15. По каждой выполненной услуге оформляется и выдается заказчику комплект документов, форма и содержание которых должны отвечать запросу заказчика услуги.
В общем случае заказчику выдаются следующие документы:
- акт осмотра транспортного средства;
- заключение о стоимости транспортного средства на момент предъявления;
- заключение (калькуляция) о стоимости восстановления (ремонта) поврежденного транспортного средства;
- заключение о дополнительной утрате товарной стоимости транспортного средства.
Рекомендуемые формы документов приведены в Приложениях Б, В, Г, Д.
2.16. Документы должны быть подготовлены и выданы заказчику не позднее десяти дней после осмотра транспортного средства.
Иные сроки исполнения заказа могут быть установлены по согласованию с заказчиком.
2.17. Документы должны быть оформлены на бланке предприятия, выполнявшего заказ, подписаны исполнителем и руководителем экспертной организации и заверены печатью.
2.18. Копии выданных документов и рабочие материалы сопутствующих расчетов хранятся в экспертной организации в течение трех лет и могут быть выданы по официальному запросу организаций, имеющих на это полномочия, или по заявлению заказчика услуг.
2.19. В случае отказа одной из заинтересованных сторон (истца или ответчика) от проведения осмотра, по причине недоверия экспертной организации, несоответствующего места и времени осмотра, приоритет решения о проведении осмотра и выполнения услуги остается за заказчиком услуги.
2.20. При несогласии с результатами работы эксперта (экспертной организации) любая из заинтересованных сторон может опротестовать их в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
2.21. При выполнении услуги по месту хранения транспортного средства оплата услуги производится залогом или авансом при ее заказе или на месте стоянки транспортного средства.
2.22. При выполнении услуги, окончательная стоимость которой может быть определена только после окончания работ, с заказчика услуги взимается аванс после оформления акта осмотра в размере предполагаемой стоимости услуги, а окончательный расчет производится при выдаче остальных документов по фактической стоимости услуги.
2.23. Заказчик услуги вправе отказаться от ее выполнения, оплатив стоимость выполненных работ на момент расторжения заказа.
2.24. Вызов специалиста-автоэксперта (далее - эксперта) в суд или следственные органы для консультаций, разъяснений (кроме случаев, связанных с некачественной работой) оплачивается в установленном законом порядке.
2.25. К экспертам, непосредственно осуществляющим осмотр транспортного средства, подготовку заключений, калькуляций и других документов, предъявляются требования в соответствии с законом об оценочной деятельности.