3. Подготовительные работы и осмотр автотранспортного средства
3.1. Эксперт, при обращении к нему заказчика услуг, проверяет правильность оформления заявки, уточняет вид заказанной услуги и, при необходимости, наличие уведомления о своевременном вызове заинтересованных сторон (лиц).
3.2. Автотранспортное средство предъявляется на осмотр в чистом виде и осматривается в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра, должен быть обеспечен доступ в моторный отсек, салон, багажное отделение и т.п.
3.3. Перед началом осмотра эксперт знакомится с имеющимися документами и уточняет (фиксирует) следующие данные:
3.3.1. Фамилия, имя, отчество собственника транспортного средства (доверенного представителя); для юридического лица - полное наименование.
3.3.2. Почтовый адрес собственника транспортного средства (доверенного представителя): прописки (регистрации) - физического лица; юридический - юридического лица, номер расчетного счета и адрес банковского учреждения.
3.3.3. Данные паспорта транспортного средства (технического паспорта, свидетельства о регистрации): серия, номер, кем и когда выдан.
При отсутствии регистрационных документов допускается использовать данные справки-счета, договора купли-продажи или контракта на поставку транспортного средства.
В случае необходимости эксперт имеет право затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов на транспортное средство.
3.3.4. Идентификационные данные на транспортное средство: вид, марка, модель (модификация), страна-изготовитель, страна-импортер (для транспортных средств иностранного производства, бывших в употреблении), тип лакокрасочного покрытия (металлик, перламутр и т.п.), цвет кузова (кабины - для грузовых автомобилей; платформы - для прицепа), год и месяц выпуска, номер двигателя, его тип и рабочий объем, номер кузова, шасси (рамы), идентификационный номер (VIN), регистрационный знак, наличие отметок (даты) о замене номерных агрегатов, пробег по счетчику пройденного пути спидометра.
3.4. Во время осмотра эксперт должен определить дефекты АМТС и занести их в "Акт осмотра транспортного средства" в раздел "при осмотре установлено". В этот раздел недопустимо включать выводы и предложения эксперта о методах и способе восстановления АМТС (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.); для рекомендаций эксперта в акте предназначен раздел "заключение эксперта".
Во время осмотра эксперт определяет техническое состояние, комплектность АМТС и проверяет:
3.4.1. Соответствие номеров транспортного средства, его агрегатов записям в представленных документах.
3.4.2. Соответствие комплектности транспортного средства стандартной и наличие дополнительного оборудования, оснастки, некомплектность.
3.4.3. Подвергалось ли транспортное средство восстановительным работам ранее и каков их объем, характер и качество.
3.4.4. Производилась ли замена агрегатов, дорогостоящих комплектующих изделий.
3.4.5. Характер и степень сложности имеющихся повреждений к моменту осмотра.
При наличии дефектов кузова (кабины), грузовой платформы, рамы - деформации, перекосы, несоосности, непараллельности (в т.ч. мостов и осей транспортного средства), изменение нормируемых зазоров и т.п., характеризуемых линейными параметрами, необходимо выполнить измерения в соответствии с нормами РД 37.009.024 "Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания", РТМ 37.001.050 "Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания".
3.4.6. Принадлежат ли выявленные при осмотре дефекты и деформации транспортного средства к рассматриваемой аварии (в сравнении со справкой ГИБДД).
3.4.7. Возможность восстановительных работ, способы и объем (трудоемкость) их выполнения по каждому отдельному агрегату, узлу, детали.
При определении номенклатуры восстановительных работ, способов и объемов их выполнения, необходимых запасных частей и материалов эксперт должен исходить из нормативов и рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту предприятия - изготовителя данного транспортного средства.
3.4.8. Номенклатуру необходимых для восстановления транспортного средства запасных частей.
3.5. По окончании внешнего осмотра эксперт, если это возможно, запускает двигатель транспортного средства и проверяет его работу, а также работу других узлов, систем и контрольных приборов. Работа двигателя проверяется с целью оценки работоспособности, характера работы, дымления и т.д.
3.6. При осмотре специализированного (специального) транспортного средства или автобуса эксперт, если это возможно, с помощью водителя (владельца) проверяет работу дополнительного оборудования, агрегатов, узлов и систем, установленных на транспортном средстве (подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, привода открывания и закрывания дверей автобуса и т.п.).
3.7. При проверке работы транспортного средства в движении, если это возможно, проверяется работа агрегатов с целью выявления неисправностей.
3.8. По результатам проверки документов, внешнего осмотра и опробования транспортного средства в движении эксперт заполняет "Акт осмотра".
3.9. После заполнения "Акт осмотра" подписывается экспертом, а после ознакомления - присутствующими при осмотре лицами. Затем эксперт приступает к оформлению в "Акте осмотра транспортного средства" раздела "заключение эксперта".
Примечание. По согласованию с заинтересованными организациями акт осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные, получаемые при осмотре транспортного средства, предоставляются заказчиком услуги и вносятся в заключение или другой документ, заказанный заинтересованной организацией.
3.10. При оформлении акта осмотра и других документов необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной документации, включая технологию ремонта транспортного средства, руководства по ремонту, каталоги запасных частей.
Для обеспечения единого подхода к оценке технического состояния транспортного средства различными экспертами и снижения влияния субъективности рекомендуется использовать для контроля оценки состояния (износа) осматриваемого транспортного средства таблицу 1.
Таблица 1
Параметры и характеристики технического состояния транспортного средства
Физическая характеристика состояния транспортного средства |
Оценка состояния |
Износ, % |
Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД, в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации |
Новое |
0 - 10 |
Практически новое, на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей |
Очень хорошее |
10 - 30 |
На послегарантийном периоде эксплуата- ции, с выполненными объемами техничес- кого обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. После капитального ремонта |
Хорошее |
20 - 40 |
Бывшее в эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначи- тельные повреждения лакокрасочного покрытия |
Удовлетворитель- ное |
40 - 60 |
Бывшее в эксплуатации, в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ре- монта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины) |
Условно пригод- ное |
60 - 75 |
Бывшее в эксплуатации, требующее капи- тального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски |
Неудовлетвори- тельное |
до 80 |
Бывшее в эксплуатации, требующее ре- монта в объеме, превышающем экономи- ческую целесообразность его выполне- ния; отсутствие технической возможнос- ти осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту |
Предельное |
80 и более |
3.11. Зафиксированные в результате осмотра транспортного средства данные позволяют эксперту начать расчеты в соответствии с заказанной услугой.