Полезная информация
|
|
Приложение П методического руководства по оценке стоимости автотранспортных средств
Приложение П (обязательное)
Методика определения процента износа шин транспортных средств
П.1. Критериями износа (старения) шин являются:
- наличие повреждений и дефектов;
- срок эксплуатации;
- высота рисунка протектора.
П.2. Ресурс шины снижается, и соответственно увеличивается процент износа:
- если поврежден борт при монтаже, до 10%;
- если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;
- при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до 25%.
Примечание. Шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.
П.3. К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.
За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально сроку эксплуатации, до 10% ресурса.
В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.
Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.
П.4. Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей - 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1,0 мм, автобусов - 2,0 мм, мотошин - 0,8 мм).
П.5. Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.
П.6. Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:
Иш=(Вн-Вф)*100% / (Вн-Вдоп)
П.7. Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к восстановлению, устанавливается стоимость, равная залоговой цене покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой покрышки.
П.8. Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается к стоимости вторичного сырья.
П.9. Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм - для легковых автомобилей, 20 мм - для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.
Примечание. Мотошины восстановлению не подлежат.
П.10. При расчете износа камерных шин необходимо принимать в расчет стоимость шины с камерой.
П.11. Ниже приведены значения высоты рисунка протектора ряда моделей шин.
Шины легковых автомобилей
Маркировка шины |
Модель <*> |
Высота рисунка протектора, мм |
155-13/6,15-13 |
И-151, И-Л143, И-Л43 |
8,5 |
165-13/6,45-13 |
М-145, АИ-168, 168У |
9,2 |
165/80R13 |
МИ-166, МИ-16 |
8,6 |
165/82R13 |
ИЯ-170 |
8,5 |
175/R13 |
ИН-251 |
7,0 |
165/70R13 |
Ех-85, Вли И-15 |
7,5 |
185-14/7,35-14 |
ИД-195, АИД-23 |
9,5 |
5,60-5(145-380) |
М-59А |
9,0 |
155/80R14 |
МИ-182 |
8,5 |
165/80R14 |
МИ-180 |
8,5 |
175/70R14 |
МИ-181 |
8,5 |
--------------------------------
<*> У старых моделей шин, не вошедших в таблицу, необходимо прежде всего определить срок службы, а номинальную высоту протектора принимать равной 10 мм.
Шины грузовых автомобилей, автобусов
Маркировка шины |
Модель |
Высота рисунка протектора, мм |
1 |
2 |
3 |
7,50-20 (ТУ 38104146-77) |
Я-151 |
15,5 |
220-508 (7,50-20) |
МИ-173 |
17,0 |
220-508 (7,50-20) |
ИЯ112А |
15,0 |
220R-508R (7,50R20) |
ИЯ-196 |
15,0 |
240-508 (8,25-20) |
ИК-6АМ |
16,0 |
240R-508R (8,25R20) |
К-55А |
18,0 |
240R-508R (8,25R20) |
КИ-63 |
18,0 |
260-508 (9,00-20) |
И-252Б |
20,0 |
260-508 (9,00-20) |
И-249А |
18,0 |
260-508 (9,00-20) |
МИ-155 |
21,0 |
260R-508R (9,00R20) |
И-Н142Б |
21,0 |
260R-508R (9,00R20) |
МИ-151 |
18,0 |
260-508 (10,00-20) |
ИВл-1А |
20,0 |
260R-508R (10,00R20) |
ОИ-73Б |
16,0 |
300-508 (11,00-20) |
В-195А |
20,0 |
300R-508R (11,00R20) |
И-68А |
20,0 |
300R-508R (11,00R20) |
И-111А |
20,0 |
320-508 (12,00-20) |
ИЯВ-12Б |
22,0 |
320-508 (12,00-20) |
ИЯ-241 |
15,0 |
320R-508R (12,00R20) |
И-109Б |
24,0 |
320R-508R (12,00R20) |
И-А150, И-150А |
18,0 |
10,00-18 (ТУ 38104260-77) |
К-65 |
20,0 |
320-457 (12,00-18) |
К-70 |
20,0 |
320-508 (12,00-20) |
М-93 |
25,0 |
370-508 (14,00-20) |
ОИ-25, Я-307, Ф-10A |
18,0 |
Шины иностранного производства |
220-508 (7,50-20) (ТУ 38104265-77) |
Ex-20 |
15,3 |
240-508 (8,25-20) (ТУ 3810471-77) |
Ex-20 |
16,3 |
260-508 (9,00-20) (ТУ 3810433-75) |
Ex-20 |
18,5 |
320-508 (12,00-20) (ТУ 38104296-79) |
Ex-20 |
23,0 |
260R-508R (9,00R20) (ТУ 38104301-80) |
Ex-21 |
18,0 |
280R-508R (10,00R20) (ТУ 38104304-80) |
Ex-21 |
18,5 |
300R-508R (11,00R20) (ТУ 38104302-80) |
Ex-21 |
19,0 |
320R-508R (12,00R20) (ТУ 38104303-80) |
Ex-21 |
20,0 |
370/80R508 (ТУ 38104211-79) |
HP-54 |
21,0 |
1220X400-533 (ТУ 38104326-80) |
И-П184 |
23,0 |
260R-508R (9,00R20) |
Ex-12 |
14,0 |
260R-508R (9,00R20) |
И-Н190 |
18,0 |
280Р508 (10,00R20) |
Д-2М |
14,0 |
300R508 (11,00R20) |
Д-3М |
17,0 |
310/80R508 |
Д-1М |
16,0 |
310/80R508 |
И-А232 |
21,0 |
255R572 (10R22,5) |
У-1 |
18,0 |
1200X500-508 |
ИД-П-284 |
25,0 |
|